Рождение света
Генеральный директор ООО «ИНЖЕНЕР» Пустоветов А.В.
Директор садовых центров «Мастера Сада» Косолапова Е.В.
«Жизнь нужно искать в цвете.
Подлинный рисунок есть моделирование цветом».
В. Ван Гог
Ландшафтный дизайн формирует уникальную связь между искусством, природой и наукой. В сфере его применения – на границе между людьми и окружающим миром возникает невидимое взаимодействие между ними, а также формами и процессами, которые нас окружают.
Преображение сада – это искусство, поскольку дизайнер, используя свое творческое воображение, пытается передать всю красоту этого мира с помощью растений, строительных материалов и инженерных систем.
Однако ночью замысел творца не виден и без света сад стоит тёмной молчаливой стеной. Но стоит добавить свет и ночь в саду превращается в настоящее чудо. C ландшафтным освещением участок преображается, создаётся атмосфера уюта и гармонии.
Особую красочность придает освещение кустарникам. Кизил, усыпанный букетиками золотисто-жёлтых цветков, как ночной костёр горит на фоне тёмного сада, ярко-красный барбарис обогащает сад неповторимой игрой света на своих листьях.
Освещая сад, можно наблюдать необычайное богатство и гармонию красок, целостную тональность, тонкую красоту, пронизывающую всю природу. Оставляя же его в темноте, вы рискуете потерять нечто весьма ценное и родное.
Первым активным этапом развития ландшафтного освещения стал период окончания в США Великой депрессии. Улучшение благосостояния граждан, строительство частных домов, коттеджей дали толчок к развитию ландшафтного дизайна и ландшафтного освещения.
Издавались книги, брошюры, каталоги, публиковавшие советы для дизайнеров и владельцев участков.
В появившейся литературе рекомендовалось прятать светильники, создавая мягкое освещение в саду, а не яркий свет. Дизайнеры использовали фигуры животных, растений, чтобы скрыть места установки светильников.
Специалисты предлагали располагать освещение так, чтобы подчеркнуть главную достопримечательность сада, – цветочную клумбу, фонтан, бассейн, дерево.
Дизайнерами озвучивается концепция гостиной на открытом воздухе, где семья и друзья могут наслаждаться ароматным бризом и прохладой вместо духоты дома.
Рис. 1 Светильник с чашей для купания птиц 1930 г. (1)
Неоспоримые достоинства ландшафтного освещения того времени:
1. Индивидуальный, неповторимый дизайн светильников, часто выполненных вручную.
2. Поиск нестандартных решений по установке светотехнического оборудования.
К недостаткам можно отнести следующее:
1. Отсутствует разделение светильников по температуре свечения.
2. Не применяются цветные светофильтры.
3. Не рассматриваются приемы для создания светоцветового дизайна.
4. Выделяются отдельные элементы сада, без создания единого образа.
5. Дизайнеры слабо работают с психологией и физиологией восприятия ночного сада.
6. Используются театральные приемы подсветки.
7. Управление осуществляется вручную.
В США после Второй мировой войны 1945–1964 годы были периодом экономического роста и процветания, что дало новый толчок второму этапу развития ландшафтного освещения.
Растущий благодаря этому интерес к жизни на открытом воздухе все чаще и чаще заставлял владельцев частных домов обращать внимание на благоустройство сада, его комфорт и безопасность.
Производители значительно расширили линейку светильников:
– светильники для подсветки снизу;
– светильники для подсветки сверху;
– грунтовые светильники;
– светильники для подсветки дорожек (торшеры, болларды, декоративные светильники);
– подводные светильники.
Рис. 2 Светильник торшер CASTlighting. (2)
Дизайнерами определяются основные цели ландшафтного освещения, а именно:
– создать световой комфорт;
– акцентировать внимание на определенных элементах композиции и подчеркнуть ее яркий художественный образ;
– оказать положительное эмоциональное воздействие на человека;
– декорировать светом торжественные и праздничные мероприятия на ландшафтных объектах.
Недостатки этого этапа развития остаются прежними:
– не формируется единый художественный образ объекта;
– дизайнеры не раскрывают возможностей работы с цветом; – отсутствие интеллектуального управления освещением; – в угоду утилитарности и промышленному производству утрачивается стиль светильников 1930–40-х годов.
Бурное развитие новых технологий производства, автоматизированных систем управления, светодиодного освещения после кризиса 1970–80-х годов сформировало третий этап развития ландшафтного освещения как в США, так и в Европе.
«Открытая комната» остается основной концепцией по отношению к дизайну сада, для реализации которой привлекаются ландшафтный дизайнер, дизайнер ландшафтного освещения, архитектор, садовник, инженер по эксплуатации, специалист по системам управления.
Система освещения разделилась на функциональное, декоративное, дежурное освещение и освещение безопасности.
Дизайнеры получили набор «инструментов», позволяющих реализовать ландшафтное освещение, как-то:
– автоматическая и дистанционная система управления;
– регулирование яркости свечения источников света;
– регулировка цвета свечения;
– большое разнообразие искусственных источников света (светодиодные, ксеноновые, неоновые, галогенные);
– металлообрабатывающие станки с ЧПУ.
Рис. 3 Светильник декоративный Nightscaping (3)
Результатом этого стало использование всего спектра методов освещения для создания иллюминации, которая привлечет внимание, зафиксирует взгляд и вызовет интерес, – подобно свету в окне или закату на горизонте, согревающему нас. Возможно, дизайнер даже сотворит комфортное помещение, где горит очаг.
Современные технологии могут сформировать ощущения, которые заставляют волноваться, вызывают яркие эмоции. Это может быть отблеск волны бегущего ручья или небо, полное ярких звезд, мерцание свечи или сверкание бриллиантов.
Описанные методы, приемы, способы формируют пространственную композицию, созданную из растений, природных объектов, архитектурных форм, светильников, фрагментов текстовой и зрительной информации и являющую собой художественное целое, но не художественный образ, для формирования которого нужны как расширенные технические приемы (использование светильников с разным углом раскрытия светового потока), так и творческие (креативное использование цвета).
Дизайнер порой похож на персонажа старой доброй сказки, который говорил: «Я не волшебник – я только учусь», – поскольку произведения искусства, созданные усилиями специалиста ландшафтного освещения на открытом воздухе, и в самом деле заставляют нас поверить в чудеса.
Ландшафтное освещение только тогда является искусством, когда создается единый художественный образ. Освещение в ночном саду – это картина, постоянно и динамично изменяющаяся, имеющая единый замысел, но обновляющаяся каждый год и даже каждый день.
Художественный образ становится таковым только тогда, когда с помощью дизайнерской фантазии преобразует действительность.
Он стремится передать самое важное и существенное для дизайнера. Воплотить замысел в понятной форме.
Основой создания художественного образа служит уже созданный или только планируемый ландшафтный дизайн.
Рис. 4 Освещение вечернего сада. Светильники ABC Lighting (4)
Ландшафтное освещение – особая форма преображения действительности. Особенность его, в отличие от других форм искусства, заключается в своеобразном выразительном языке, который помимо композиции содержит такие особенности, как цвет освещения, яркость, угол раскрытия луча светильника.
Материалы и оборудование, используемые при создании ландшафтного освещения, сильно отличаются от создания образа в архитектуре или живописи. А авторский замысел становится виден, когда стемнеет.
Многие реализованные проекты говорят об отсутствии культуры освещения.
В одних – кричащая безвкусная яркость. В других – серость, недостаток освещения, выдаваемые дизайнерами за тонкость света. В-третьих – слепое подражание без учета специфики объекта. Между тем традиции ландшафтного освещения – в образном познании, в живом, ярком мышлении, а не в заученной, надуманной или просто скопированной схеме расстановки светильников.
Создание образа в ландшафтном освещении можно разделить на два направления.
Первое направление – работа с ахроматическими цветами. Применив светильники белого света, изменяя температуру свечения, угол раскрытия светового потока и другие характеристики, создаем контраст светлого и темного, контурный, фоновый, который и пишет нам картину ночного сада. Свет словно оседает на растениях, покрывает их тонкой пленкой, лаком, вуалью.
Рис. 5 Светильники ABC Lighting. Цвет свечения теплый белый. (5)
Второе направление – использование хроматических цветов. Цвет принимает участие в определении образа. Сочетания различных цветов свечения могут быть беспокойными, уравновешенными, динамичными, гармоничными, мрачными. Модулируя светильник, мы формируем нужную тональность, насыщенность картины сада – как будто вечность течет в переливах цвета.
Рис. 5 Светильники ABC Lighting RGBW. (5)
Более подробно об этих и других решениях будет рассказано в планируемой к изданию книге. Она, безусловно, не будет претендовать на роль фундаментального труда, который охватывает все аспекты. Но это будет книга, которая поэтапно, шаг за шагом, проведет вас по миру ландшафтного освещения.
Мы постараемся отразить историю создания и текущую ситуацию в дизайне, а также изложить модели и схемы, которые можно сегодня применять, подкрепленные примерами из российской практики.
(1) Иллюстрация выполнена Мироедовой С.А.
(2) Иллюстративный материал заимствован с сайта https://cast-lighting.com.
(3) Иллюстративный материал заимствован с сайта https://nightscapingusa.com/.
(4) Фотография выполнена Лысиковым А.Б. Дизайнер Куличкова А.Е.
(5) Фотография выполнена Лысиковым А.Б. Дизайнер Самсонова Н.В.
(6) Фотография выполнена Фоминым Ю.О. Дизайнер Косолапова Е.В.