ЗНАНИЯ – это главное отличие
Статья в журнале Ландшафтный дизайн №4 2011 г.

Интервью редактора журнала Ландшафтный Дизайн Ириной ЗЕМСКОВОЙ с владельцем сада «Волны и Круги» и директором УПЦ «Цветущая планета» Дмитрием ПАТРИКЕЕВЫМ.
У настоящей авторской школы всегда есть свое лицо и своя позиция. В такой школе всегда возникает и живет особая атмосфера, рождаются традиции и корпоративная культура. В авторской школе всегда есть красивая идея и яркая личность, которая способна зажечь и объединить вокруг себя очень разных людей. И этот набор характеристик справедлив для авторской школы из любой предметной области – культуры, науки, спорта или ландшафтного дизайна. Вот об этом мы и хотим поговорить сегодня с директором Учебно-практического центра «Цветущая планета», Дмитрием ПАТРИКЕЕВЫМ.
Для начала традиционный вопрос. Как получилось так, что Вы, выпускник МИФИ занимаетесь делом таким далеким от технической области?
Вы знаете, так случилось, что после 3-х лет работы по распределению в одном из закрытых НИИ я навсегда ушел из научно-технической области и в дальнейшем стремился заниматься тем, что мне действительно нравится. «Тема растений» появилась в моей жизни несколько позже, в середине 90-х, когда я попал на ТВ и стал директором телевизионной студии «Огород-круглый год» 1 Канала ОРТ. Именно в этот «телевизионный» период моей жизни я знакомился со многими интересными людьми. Это были: селекционеры, ученые, агрономы, цветоводы, коллекционеры растений, дизайнеры, садоводы, огородники, историки, флористы и многие другие. И чем больше я открывал для себя этот мир растений и людей, тем интереснее мне становилось в нем работать. И вот однажды, во время съемки одного из сюжетов мы познакомились с известным селекционером флоксов и садовым дизайнером – Еленой Алексеевной Константиновой. И эта встреча стала судьбоносной. С первых минут нашего общения мои коллеги и я поняли, что перед нами очень талантливый и интересный человек. Во всем, что она говорила и делала, чувствовалась интеллигентность, достоинство, обаяние и культура. Работать с ней было легко и приятно. После этого мы стали регулярно общаться, снимать сюжеты с ее участием и постепенно подружились. А спустя еще пару лет у Елены Алексеевны возникла идея создания первого в Москве учебного центра по подготовке садовников-дизайнеров. Стоит сказать, что в конце 90-х таких центров в России просто не было, и идея его создания была очень необычной и смелой. Решение было принято, и в 1999 году в Москве появился Учебно-практический центр «Цветущая планета».
А что на Ваш взгляд было принципиально важно при организации такого учебного центра?
Сразу хочу сказать, что для нас обоих это было новое, и очень интересное дело. Мы решили, что будем первыми, кто предложит рынку программы с практикой. И это главное о чем сегодня стоит сказать: «Цветущая планета» – это учебно-практический центр, и все эти годы мы руководствовались собственным принципом – наши программы для тех, кому мало только теории! Именно практика всегда была и остается нашей главной особенностью. Мы хорошо понимали, что современные учебные программы должны быть эффективными и, следовательно, они должны сочетать теоретические занятия с практикой и стажировкой в садах и на объектах. И чем разнообразнее будет эта практика, тем лучше. С самого начала мы сделали ставку на специалистов-практиков и пригласили к сотрудничеству профессиональных архитекторов, известных ботаников, почвоведов и ландшафтных инженеров. Мы очень благодарны всем нашим преподавателям, которые помогли нам организовать и включить в наши программы «Садовник-дизайнер» и «Дизайнер сада» практические занятия по обрезке, прививке, живой изгороди, по принципам формирования хвойных и лиственных растений, по газону и розам, занятия по технологиям ухода за садом, по обрезке плодового сада, занятия по работе с рассадой, а также занятия в частных садах и стажировку на ландшафтных объектах.
Второе. «Цветущая планета» никогда не был центром «все для всех». У нас не было и нет программ по флористике, по дизайну интерьера, фен-шуй, и так далее. Наша специализация – практический садовый дизайн. Мы занимаемся профессиональным дизайном садов и уходом за ними.
Третье. У нашего центра есть свое лицо. «Цветущая планета» – это отечественная авторская школа. Она создана одним из лучших ландшафтных дизайнеров-практиков – Еленой Константиновой. И конечно, нам очень приятно, что за эти годы на наших глазах выросла и окрепла целая плеяда дизайнеров, которые гордятся тем, что учились именно у Елены Алексеевны. Большинство из них прошли все ступени профессионального роста – от садовника до дизайнера. Хочу назвать только несколько имен. Это ландшафтные дизайнеры: Ирина Сахарова, Вита Бунина, Мария Проскурнина, Анатолий Шахов, Маргарита Алексеева, Ирина Пескова, Вероника Коптева, Наталья Соколовская, Наталия Самсонова, Ирина Ермакова, Елена Понамарева, Валентина Сотова, Ольга Милова и многие другие. Их работы и статьи регулярно можно видеть на страницах ландшафтных и цветочных журналов, на выставках, на семинарах и мастер-классах. И постепенно некоторые из этих дизайнеров становятся преподавателями «Цветущей планеты». Согласитесь, что и в этом есть своя логика. Сама Елена Константинова, ее ученики и последователи, преподаватели, выпускники и наши студенты – все мы звенья одной цепи. И те, кто создает сады, и те, кто ухаживают за ними. Более опытные коллеги передают свой опыт и знания молодым, которым всегда нужна профессиональная поддержка и помощь.
А что можно сказать сегодня о тех, кто приходит к вам учиться.
Ежегодно к нам приходят учиться люди очень разных возрастов, профессий и социальных групп. Это довольно активные слушатели, которых объединяет любовь к растениям и интерес к садовому дизайну. Как правило, все они хорошо мотивированы и приходят к нам с конкретными целями. Интересно, что примерно половина из них приходит учиться для себя, а вторая половина слушателей хотела бы в дальнейшем профессионально работать в этой области. И еще одна важная деталь. Даже те наши студенты, которые приходят учиться для себя, вполне осознанно отдают предпочтение длинным и основательным программам с домашними заданиями, с практикой и работой над проектами. Этот факт говорит о том, что сегодня слушатели хорошо понимают, что короткие и поверхностные курсы – это скорее «легкая разминка», чем серьезное обучение. Следующая категория наших слушателей это выпускники сельскохозяйственных ВУЗов и люди с ботаническим образованием. Они ищут для себя варианты профессионального развития и вхождения в ландшафтный бизнес. А для этого они готовы учиться у тех, кого считают профессиональными и успешными. Так или иначе, но все кто становятся нашими студентами, приобретают в «Цветущей планете» новых друзей, партнеров, коллег и профессиональные связи.
А можно ли коротко сформулировать чему и как учат в «Цветущей планете».
Несколько лет назад на одном из Дней открытых дверей Елена Алексеевна Константинова сформулировала четыре очень простых и понятных людям тезиса:
1. Сад должен быть комфортным и удобным для жизни.
2. Он должен быть красивым в любое время года.
3. Сад должен быть надежным. А это означает, что его основу должны составлять надежные растения.
4. Любой сад должен быть технологичным с точки зрения ухода за ним.
Слушатели приходят к нам, чтобы в этом разобраться. И по сути наши программы это занятия, на которых мы закладываем базис того как все это можно и нужно делать. Помимо аудиторных занятий и практики у нас есть курсовые и дипломные проекты, а также домашние задания по различным разделам учебной программы.
А что бы вы посоветовали тем, кто задумывается о выборе для себя ландшафтных курсов и программ. На что стоит ориентироваться и обращать внимание.
Как мне кажется, прежде всего, стоит смотреть на результаты обучения, а именно на сады и цветники преподавателей, выпускников и студентов учебного центра. И тут стоит говорить о реализованных проектах и садах, которые реально существуют. Согласитесь, авторские сады – это честный показатель профессионального уровня любой школы. И если такие сады есть, то каждый потенциальный слушатель сможет оценить их разнообразие, дизайн и качество. Выбирая куда пойти учиться, люди хотят видеть, кто и чему их сможет научить. Все чаще их интересуют эффективность и результаты, а не количество часов в учебных планах. И еще один совет. Информация никогда не бывает лишней. Тем, кто хочет пойти учиться стоит больше читать, наблюдать и общаться друг с другом. Для этого есть печатные и электронные СМИ, форумы, сайты ландшафтных компаний, учебных центров и т.д. Займите активную позицию. Не стесняйтесь задавать прямые вопросы и просите ваших потенциальных преподавателей показать вам свои сады. На самом деле мы видим интересную и здоровую тенденцию – растет общий уровень начальной подготовки слушателей. Многие из них начинают видеть и понимать разницу между ландшафтными дизайнерами и ландшафтными дизайнерами-практиками. И те и другие могут быть преподавателями. Мы советуем учиться у тех дизайнеров-практиков, чьи авторские сады и цветники вам нравятся!
А что Вы считаете самой большой удачей последних лет.
Если коротко, то это наш выход на региональный рынок. Мы сделали это очень вовремя и красиво. И теперь программы «Садовник-дизайнер» и «Дизайнер сада» доступны людям из других городов. Мы предложили региональным слушателям удобный очный формат обучения и помощь в размещении, и как следствие уже в течение 10-ти лет имеем хорошие результаты.
Все наши программы для Москвы и регионов – очные с большим количеством практики в частных авторских садах наших преподавателей, выпускников и коллег.
И в этих садах мы снимаем и выпускаем наш видео журнал «Сады в отличной форме», который пользуется популярностью и авторитетом среди тех кто любит природу, экологию, здоровый образ жизни и садовый дизайн. И хочет сделать окружающий мир удобнее, интереснее и краше!
Что бы Вы хотели сказать в заключение нашей беседы.
Мне очень хочется поблагодарить журнал «Ландшафтный дизайн» за эту беседу и за постоянное внимание к теме профессионального ухода за садом. Все те чудесные сады и парки, которые читатели видят на страницах ЛД, обязаны своим великолепием таланту ландшафтных архитекторов и мастерству садовников, которые чаще всего остаются в тени и, как правило, не претендуют на славу и место в истории. И мне всегда немного обидно за эту несправедливость. И как хорошо, что ситуация все же меняется к лучшему. Все большее количество людей в нашей стране понимает, что грамотный уход за садом требует квалификации, профессиональных знаний и навыков. И, пользуясь случаем, я хочу еще раз обратиться к владельцам садов. Не стоит экономить на профессиональном уходе! Сады не прощают такого подхода.





